
Содержание
Представьте ситуацию. Вы оказались на космической станции. Недавно случилась неизвестная катастрофа, всюду разрушения и трупы. Еще одна напасть – монстры всех мастей, поджидающие за каждым углом. Одни не помещаются в экран, другие способны превратиться в любой, даже самый безобидный на вид предмет. Что бы вы чувствовали в такой ситуации?
Проверить ощущения вы сможете в новом проекте Prey от Arkane. Известные разработчики под крылом Besethda рассказывают нам трагическую историю станции «Талос-1» и предлагают герою докопаться до самых темных ее тайн.
Исследования, исследования и еще раз исследования

Сразу скажем, воспринимать Prey как типичный шутер не стоит. За ней стоят люди, работавшие над одним из самых известных иммерсив-симов нашего времени – Dishonored. Разработчики смело оглядываются и на другие популярные игры в жанре – от BioShock и Deus Ex до Half-Life 2 и Alien: Isolation. Мыслей о плагиате при этом не возникает. За годы Arkane выработали уникальный почерк, не дающий спутать их работы ни с одним из конкурентов.
Раз перед нами иммерсив-сим, большую часть времени предстоит проводить в исследованиях. По станции разбросано множество документов с обрывками истории, частичками местного лора. На второй план уходят бои с применением оружия и специальных способностей. Создатели игры позволяют игрокам выбрать один из множества путей к конечному решению задачи. Разнообразие и сбалансированность – одна из сильных сторон проекта.
Про вариативность стоит сказать особо. С первого показа в Arkane делали ставку именно на это. Часто вы можете не вступать в конфронтацию, а использовать другие способы для решения проблемы, достижения указанной точки. Обходной путь есть почти всегда, а учитывая живучесть местных соперников, вы не раз поблагодарите их об этом.
Довольно быстро игрок столкнется с тотальной нехваткой припасов. Вам постоянно чего-то не хватает, то патронов, то аптечек, то материалов для крафтинга. Деваться некуда – приходится экспериментировать, пользоваться гаджетами, прятаться под столами и прошмыгивать мимо врагов под едва заметным вентиляционным люкам. Большое значение имеет и поиск тайников. Создатели игры заботливо запрятали в них много полезного.
Помочь призваны и навыки. По ходу продвижения по игре, вы будете открывать все новые и новые полезные способности. Одни позволят получить доступ к новым частям станции, другие – одолеть противника, которого еще полчаса назад боялись как огня. При желании, можно даже поставить себе на службу охранные системы станции, такие, как турели.
Все ради выживания

Когда Prey только вышла, многие игроки стали возмущаться – никто не вываливает на них груду врагов, не дает шотган чтобы красиво раздавать хедшоты. Но все это из-за ошибки позиционирования. На самом деле, приключений на свою голову можно найти в любом уголке станции. Вот только противники часто настолько живучие и прокачанные, что первое время вы готовы будете прятаться за мусорными корзинками, чтобы не попасться им на глаза.
Когда дело доходит до прямого противостояния, все становится еще интереснее. В схватке нужно шевелить мозгами, заботиться о правильной позиции, предварительно готовиться. Патронов мало, потому приходится использовать подручные средства.
Так как монстры ведут себя по-разному, придется каждый раз искать к ним «ключик». Кто-то любит нападать внезапно, другие могут внезапно размножиться, третьи близко не подходят, но больно бьют издалека. Придется сражаться и с особенно живучими тварями, невидимками и еще целой толпой всякой нечисти – вряд ли кто-то заскучает.
Разработчики ценят разнообразие. Потому одинаковых боевых ситуаций практически не возникает. Вы, то быстро разбираетесь с кучкой не самых сильных соперников, то ищите подход к особенно сложной комбинации вражин. Зато когда ты на последнем патроне или вовсе без них, наконец, зачищаешь особенно сложную комнату, чувствуешь прилив эмоций ничем не хуже, чем в каком-нибудь Dark Souls.
Иммерсивность в каждом шаге

Ну а раз уж у нас игра, особенно заботящаяся о погружении, то предстоит обшаривать каждый уголок станции. Разработчики предусмотрели множество самых разных механик, которые при соединении друг с другом дают удивительный эффект погружения.
Взять хотя бы терминалы. Вы можете использовать их для скачивания карт, управления некоторыми возможностями станции, поиска ключевых персонажей. Важна и функция чтения переписки – она позволяет получить много дополнительной информации, глубже погрузиться в лор игры. Интересная функция – чтобы начать использование терминала, нужно будет заранее убедиться, что поблизости нет потенциальных угроз. Потому что все происходит в реальном времени. Особенно поддают адреналина ситуации, в которых в спину дышит враг, а вы лихорадочно пытаетесь выудить из терминала то, что вам нужно.
Еще один пример использованием механик, на которые многие не обращают внимания – взаимодействие с электричеством. К примеру, если вы стоите на железном полу, враг может и не попасть по вам напрямую, но через ноги вы получите повреждение. Аналогичная ситуация с топливом и газопроводами. Их можно сначала пробить пулей, а потом поджечь поток и вызвать взрыв, сильно обжечь противника.
У Prey есть и свое знаковое оружие – пушка, стреляющая специальным порошкообразным составом, крайне быстро застывающим. С его помощью можно заделать дыру в стене, на время обездвижить врагов или мешающие вам пройти лопасти вентиляторы. Можно даже создавать для себя что-то вроде лестницы из застывшего пенного состава и залезть на них в недоступную область. Реализм выкручен на максимум.
Даже крафтинг в Prey глубокий и интересный. Для этого нужно будет воспользоваться утилизатором – он переработает все что скопилось в вашем кармане в нужные ресурсы. После этого станет доступно создание нужной вещи, но в другом терминале.
Но особенно приятно смотреть, как все это начинает работать в связке. При помощи сканера вы можете открывать новые способности, а также выследить мимиков, способных маскироваться под большинство предметов на станции. Есть и возможность сразу расщепить всех противников на готовые к использованию ресурсы. Важно здесь все то, что вы находите, разработчикам наконец удалось избавить нас от собирания хлама, который в других проектах скапливается в закромах до самого конца игры.
Готовьтесь много умирать

Prey ценится в игровом мире за то, что дарит уникальный опыт. С одной стороны, ее нельзя отнести к хоррорам, но вас редко будет покидать довольно гнетущее ощущение. Все вокруг может представлять угрозу. Бывает так, что вы думаете подобрать пистолет, но он оказывается мимиком и внезапно прыгает прямо вам в лицо. После нескольких таких случае, первое, что начинаешь делать при входе в комнату – стучать по всему вокруг гаечным ключом, так, на всякий случай.
Масла в огонь подливает и звук. Большую часть времени звучит очень атмосферный эмбиент, создатели умело играют с вашими эмоциями через звуки. Вы будете слышать каждый скрип и шорох, пугаться и настораживаться.
Иногда бывает даже слишком сложно. Такое повсеместно было в шутерах 90-х, но современные геймеры от подобного накала хардкора сильно отвыкли. Никто не будет говорить вам о том, что делать, куда идти, как разбираться с очередным противником. Бэктрекинг не придает оптимизма, потому что все убитые вами враги быстро восстановятся. Иногда на бои может уйти до получаса и даже больше – не все захотят с этим мириться.
Ресурсы нужно экономить – всего и всегда не хватает. Со временем игра превращается в настоящий выживач – вы на корточках, под столами персонала станции пытаетесь пробраться в очередную комнату. Боеприпасы на нуле, вокруг творится полный разгром – от чекпоинтов приходится бегать часто.
Даже если вы очень терпеливы, игра проверит на прочность. Важно понимать, что здесь не предусмотрено реального стелса, управление выкидывает такое, что хочется бросить геймпад об стену. Иногда вам кажется, что вы уже прокрались мимо очередного врага, но кто-то вас замечает, потом несколько ударов и все начинается по новой.
Среди других недостатков – игра кажется не до конца отполированной. Иногда вам могут не засчитать прямое попадание по врагу – при дефиците патронов это вызывает настоящий скрип зубов. Персонаж может ни с того ни с сего застрять. Есть баги озвучки, когда несколько человек говорят одновременно и все сливается в кашу. Это особенно злит в игре, где многое завязано на истории и пропуск даже одной строчки диалога может оказаться серьезной потерей.
Мир – главное достоинство Prey

Написание сценария легло на плечи маэстро Криса Авеллона. Многие знают его по таким проектам, как Planescape: Torment и Fallout: New Vegas, где к сюжету претензий было минимум. Жаль только что создатели не оказались достаточно смелыми – на стандартный костяк истории с амнезией главного героя, неизвестным помощником и таинственными экспериментами, натянуто множество мелких деталей.
В Prey интересно следить именно за деталями сюжета. Он подается через заметки, логи в терминалах, записи, звуковые файлы. Когда интрига основного сюжета сходит на нет и вылезает все больше штампов, именно такие мелкие частицы лора становятся самым важным. Сценарий нередко связывает второстепенных героев незначительных, на первый взгляд, и основной сюжет. Что-то такое мы видели в шедевральном третьем Ведьмаке.
Одна из особенностей дополнительных записей – они вплетены в мир, а не оторваны от него. Если вы читаете о каком-то важном событии или человеке на станции, то непременно найдете следы его присутствия или место работы. Именно это наполняет мир жизнью, усиливает погружение, заставляет говорить о реальности происходящего.
Не забыли создатели и про детективные задачи. Здесь и многочисленные квесты, охота за опасными врагами, спасение положительных персонажей. Иногда можно сделать ошибку и пропустить целую сюжетную линию только из-за того, что вы не стали спасать персонажа. Рекомендуем вам внимательно отнестись к квестам. Они делают прохождение не только интереснее, но и проще.
Немного заспойлерим вам одну сюжетную ситуацию – в какой-то момент вы сможете просто спастись со станции, если все станет окончательно доставать. И некоторые наверняка остановятся на этом, поставят для себя зарубку и отметят, что прошли игру, потому что ближе к финалу становится совсем туго. Самое неприятное, что скомканная концовка способна испортить все впечатление от путешествия. Со стороны кажется, что разработчики хотели расширить финал в DLC, но мы уже знаем, что единственное дополнение оказалось мультиплеерным, а дальнейшая судьба проекта и вовсе довольно туманна. Игры Arcane уникальны, но они практически не приносят деньги.
Что можно сказать в итоге? Prey – это проект не для всех. Если вы не любите сложные игры, склонны пролетать по сюжету быстро, хотите ощущать себя героем, а не жертвой – Prey не для вас. Играть в нее стоит тем, кто больше любит исследовать мир, искать нетривиальные решения для разных игровых задач, много читать, погружаться в мир. И вот для таких людей, работа Arcane покажется чем-то удивительным. Это шутер штучной выделки, в котором есть почти книжная глубина, много деталей и оригинальных находок. Тех, кто захочет ее понять, игра воздаст стократно, подарит больше 30 часов, каждый из которых точно запомнится вам надолго.
И покупать такие игры никогда не просто – если вы хотите, чтобы дело Arcane продолжалось, занесите денег за покупку разработчикам. Проект часто продается с большими скидками как в цифре, так и на физических носителях.